умер культовый французский писатель пьер гийота
#mstr_news
В Париже на 81-м году жизни скончался известный французский писатель Пьер Гийота. О смерти романиста сообщил на своей странице в Facebook бывший министр культуры и образования Франции Жак Ланг.
«Я с огромной печалью узнаю об уходе моего дорогого друга Пьера Гийоты. Этот литературный ювелир, настоящий виртуоз, поэт, одержимый словами, был уникальным, решительным и требовательным художником», — написал Ланг.
Министр культуры Франции Франк Ристер также принес свои соболезнования, добавив, что писатель оставил после себя яркое наследие в национальной литературе, и отметил его мастерское использование французского языка для выражения эмоций «страдания, жизни и красоты тел».
Самые известные произведения писателя, «Могила для 500 000 солдат» (1967) и «Эдем, Эдем, Эдем» (1970), критиковались за изобилие откровенных сцен, повышенный интерес к насилию и за исследования пределов человеческой природы.
Для этого есть конкретные предистоки: в 1960 году его призывают на военную службу и отправляют в Алжир, где в то время еще не угасла война за независимость. Весной 1962 года Гийота был арестован военными спецслужбами, несколько дней подряд он подвергается непрерывным допросам, в результате которых ему предъявляют обвинения в подрыве моральных и нравственных устоев армии и в попытке дезертирства. Его тайно помещают в подземную камеру, где он проводит три месяца, (причем дело официально возбуждено так и не было), по свидетельству писателя, однажды ночью в камере его чуть не зарезал пьяный офицер. В конце концов его переводят в дисциплинарную часть… Этот факт биографии оказал решающее воздействие на его дальнейшую писательскую судьбу. Среди французских писателей и интеллектуалов, представляющих «поколение алжирской войны», Гийота - бесспорно звезда первой величины. Практически во всех своих книгах Гийота возвращается к пережитому им в Алжире. С этого момента арабский мир, арабская культура и даже, в какой-то мере, арабский язык становятся неотъемлемыми чертами его творчества, а секс и насилие – главными его темами.
«В начале было Слово», - сказано в Ветхом Завете. (…) «В начале были шлюхи», - утверждает Пьер Гийота. То есть в начале было самое низкое, самое отталкивающее, но вместе с этим, благодаря этому, была и самая большая свобода, настолько большая, что ее можно назвать божественной. (…) Ницше сказал, что мог бы поверить в Бога, при условии, что он был бы танцором, Гийота, похоже, говорит, что тоже мог бы поверить в Бога, при условии, что тот был бы шлюхой.
В одном из интервью сам Гийота как-то сказал: «Нужно все время помнить образ Христа, созданный Пазолини в фильме «Евангелие от Матфея»: он почти все время идет большими шагами и говорит, повторяя самые загадочные, самые сильные отрывки из своих посланий, он почти не смотрит на них, на своих учеников, которые с трудом за ним поспевают. Для меня это и есть образ «идеального поэта», который всегда впереди и не может остановиться, он всегда говорит что-то новое, а его близкие всегда готовы оставить его в одиночестве.»
Одной из самых характерных черт в культуре двадцатого века, видимо, стала тенденция к глобальному разрушению традиционных форм и жанров в искусстве. «Беспредметная живопись», «поток сознания», «автоматическое письмо» и т.п. - в ряду этих ставших уже привычными для уха и глаза явлений искусства прошедшего века творчество Пьера Гийота, несмотря на всю свою очевидную нетривиальность, скандальность и «нетрадиционность», вовсе не выглядит столь уж пугающим и необычным. Гийота скорее даже является фигурой, характерной для литературы двадцатого века, чем исключением из нее. Более того, Гийота – фигура символическая, так как именно в его творчестве, пожалуй, наиболее явственно и органично нашли свое выражение некоторые основные тенденции в искусстве двадцатого века, в том числе, и упоминавшаяся выше тенденция к разрушению традиционных форм, но не только. В 2018 году Гийота стал лауреатом престижной литературной премии Медичи за поэтическую автобиографию «Идиотия».